СТО ДЕВЯНОСТЫЙ КИЛОМЕТР

Внезапно рельсы и шпалы кончились. Просто оборвались и всё. И кругом остался лишь темный лес с низким колючим кустарником…

Это случилось 9 августа 70 года от Рождества Христова

Который год изучаю библейскую историю, но это событие, замечательно описанное св. Игнатием Брянчаниновым, меня просто "перепахало".

Все мы знаем, чем заканчивается повествование Нового Завета. Вознесением Иисуса Христа. Но история людей, отвергнувших Богочеловека продолжается. И тех, кто под воздействием стадного чувства кричал на площади перед синедрионом "Распни его, распни", продолжали жить в Иерусалиме. Но пришел год 70-ый от Рождества Христова. И все предсказания и пророчества исполнились. Причем кульминация страшных событий пришлась на день 9 ава (еврейский месяц календаря, соответствующий примерно нашему августу). Читаем в 3 томе Игнатия Брянчанинова:

Пророчество [Моисея] исполнилось в точности: римляне взяли и разрушили крепости иудейские, одну вслед за другою, опустошили страну, потом подступили к Иерусалиму. Иерусалим был окружен на большое пространство вековыми масличными садами. Римляне вырубили сады для устройства стенобитных машин и для других потребностей лагеря, — таким образом великолепную местность обратили в голую пустыню. После продолжительной осады они взяли город, сожгли знаменитый храм, разрушили здания и стены, не оставили камня на камне. Ужасное бедствие осажденных во время осады Моисей изображает так: «И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой». (Втор. 28:53). Все это совершилось над Израилем, исполнившим меру своих беззаконий богоубийством. Женщина жившая у тебя в неге и роскоши — не престает Моисей изрекать страшные предречения — которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою  и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих. (Втор. 28:56-57). Иосиф Флавий, иудейский священник, описавший войну и принимавший в ней участие, повествует, что некая молодая и богатая жена именем Мария, из-за Иордана, прибывшая на праздник Пасхи во Иерусалим, не могла уже выйти из него, потому что римляне внезапно обложили его со всех сторон. Мятежники, которыми наполнен был город, ограбили ее, отняв даже и съестные припасы. Приведенная в крайность и отчаяние, Мария убивает младенца — сына своего, приготовляет страшную снедь, вкушает. Мятежники, привлеченные запахом пищи, вломились в ее жилище; обнажив мечи, они требовали, чтоб Мария выдала им приготовленную ею пищу. «Я сохранила и для вас часть моего блюда», — сказала им Мария, представляя остатки, непотребленные ею. Ужаснулись злодеи от неожиданного зрелища, выбежали из жилища Марии, разгласили по городу о виденном ими. Голод свирепствовал в осажденном городе; к голоду присоединились заразительные болезни. Более миллиона иудеев погибло во время осады насильственною смертью; около ста тысяч взято в плен. Пленные были посажены на корабли, перевезены в Египет, там, на рынках многолюдной Александрии, распроданы в рабство по самой низкой цене. И этим действием римляне исполнили пророчество Моисея.

Исполнилось с удивительною точностью это пророчество над многочисленным потомством Иакова, рассыпанным по лицу вселенной, исполняется поныне. Все народы смотрели и смотрят на иудеев с недоверчивостью; положение их непрестанно колеблется соответственно разнообразным взглядам на них разных правительств; часто подвергались они тяжким гонениям, нередко гибли многими тысячами. Страна их поражена гневом Божиим. То была Страна Обетованная, страна, столько обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком. На малом пространстве обитали в ней миллионы жителей, не только продовольствуясь роскошно, но и продавая избытки земных произведений соседним народам. Впоследствии почва Земли Обетованной изменилась, утратила свое благословенное плодородие. Там, где прежде обитали миллионы, ныне обитают десятки тысяч, содержась очень скудно. Об этом свидетельствуют единогласно все путешественники, посещавшие Палестину.
Полную проповедь можно прочитать тут: http://www.pravoslavie.ru/put/31810.htm 

А вот что говорит об этом событии Иосиф Флавий:

«Город был прекрасно защищен – огражден обрывами и тремя кольцевыми укреплениями. Тит лично руководил штурмом, отражал вылазки иудеев, и сражался в передних рядах. Прорвавшись за вторую стену, римские войска попали в ловушку и стали отступать. Тит был среди замыкающих отступление воинов и стрелял в иудеев из лука. Через три дня атака была повторена, на этот раз успешно. Цитадель Иерусалима Тит приказал обнести внешней стеной, чем полностью исключил подвоз продовольствия осажденным. Голод косил иудеев, на улицах лежали непогребенные трупы. А Тит задумал взять Храм, размещенный на господствующей высоте. После подкопа часть крепостной стены, отделявшей Храм от римлян, рухнула. Но иудеи организовали ложное отступление и заманили штурмующих на галереи Храма, которые тут же подожгли, нанеся римлянам большой урон. 

Тогда Тит велел поджечь ворота, отчего огнем занялся весь Храм. Вместе с огнем римляне ворвались внутрь и истребили всех, кто еще был жив. Верхний город вскоре также был захвачен. Римляне полностью разграбили Иерусалим, вывезя из него огромные богатства (Иосиф Флавий писал, что от этого цена золота в Сирии упала вдвое). Тит приказал сравнять город с землей, оставив только три башни как укрепление для римского лагеря. Захват Иерусалима и покорение Иудеи Тит праздновал во многих сирийских городах, беспощадно унижая и уничтожая пленных иудеев. Затем в Риме был отпразднован триумф, который отмечен сооружением арки Тита (закончена при Домициане). Благодаря своим военным заслугам и авторитету, Тит был провозглашен соправителем своего отца, от имени отца принимал важные решения. 

Жестокость подавления восстания в Иудее и определенная склонность к искусствам заставляли некоторых недоброжелателей подозревать в Тите новое воплощение того, чего римская знать боялась в Нероне. Тит, действительно, не раз жестоко расправлялся с заговорщиками, не обращая внимания на молву о невиновности жертв.

И вот еще интересное описание этого штурма Иерусалима (Рыжов К.В. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. — М.: Вече, 2002. — 576 с.: ил.)

Иерусалим представлял собой первоклассную крепость. Построенный на четырех обрывистых холмах, он был окружен тройной стеной. Внутри располагались дворец Ирода, крепость Антония и Храм, имевшие собственные мощные укрепления, не уступающие городским. С огромным трудом римляне подвели валы к наружной стене и разбили ее таранами. Но чем дальше продвигались они внутрь города, тем отчаяннее сопротивлялись осажденные. Ни одна из форм борьбы не осталась неиспробованной. Сражение не прекращалось ни днем ни ночью. Римлянам было бы нелегко выдержать такое напряжение, но Тит постоянно вдохновлял и подбадривал их. Он разрабатывал планы, руководил работами, отражал вылазки иудеев, сам сражался в передних рядах и снискал великое уважение и любовь своих солдат. Подчиняясь его воле, все войско сражалось как один человек. 

Разрушив вторую стену через пять дней после первой, римляне ворвались в город, но вскоре были окружены со всех сторон иудеями. Легионеры дрогнули и стали отступать. Сам Тит в этом бою отходил в последних рядах, разя из лука нападавших и прикрывая отход. Через три дня он повторил атаку, приказав снести предварительно большой кусок стены, и на этот раз добился успеха. Оставшуюся еще невзятой верхнюю часть города он велел обнести стеной, чтобы пресечь всякий подвоз продовольствия. Когда это было сделано, иудеи стали испытывать страшные лишения. Голод свирепствовал, выкашивая целые семьи. Огромное количество трупов валялось на улицах непогребенными, отчего над городом стоял тяжелый смрад (Флавий: «Иудейская война»; 5; 4—13). Тит же решил сосредоточить свои усилия на взятии Храма, так как, овладев этой господствовавшей над Иерусалимом крепостью, он получал ключ ко всему городу. После того как часть стены Антония рухнула вследствие подкопа, римляне смелым штурмом взяли и разрушили эту крепость. Таким образом они приблизились непосредственно к укреплениям самого Храма. После этого война стала еще ожесточеннее: иудеи заманили ложным отступлением большой отряд римлян на галереи Храма, а затем зажгли их и уничтожили таким образом большое количество нападавших. Но этим они только подсказали римлянам средство к успеху. 

Так как мощные камни, из которых были сложены стены Храма, не поддавались даже таранам, Тит велел поджечь ворота. Огонь неожиданно перекинулся на галереи, и вскоре весь Храм оказался объятым пламенем. Римляне, ворвавшиеся вслед за огнем, предали всех защитников поголовному истреблению. Солдаты захватили столько сокровищ, что в Сирии цена золота упала в два раза. После разрушения Храма, Верхний город не мог уже оказать серьезного сопротивления. Через короткое время он тоже был захвачен (Флавий: «Иудейская война»; 6). Поверженный Иерусалим, бывший до войны одним из богатейших и красивейших городов Азии, Тит приказал сравнять с землей, оставив только три башни, возвышавшиеся над местностью, чтобы использовать их как укрепление для римского лагеря.
Подробнее тут: http://pravitelimira.ru/biograf/bio_t/tit_flavi.php

А теперь самое интересное. 

Известно из исторических источников, что во время штурма и уничтожения Иерусалима погибло более 1 миллиона евреев. Кто погиб, а кто остался жив? Были ли те, кто выжил? Послушаем св. Игнатия Брянчанинова:

Уверовавшие во Христа, когда увидели, что войско римское окружало Иерусалим, тогда, по завещанию Господа, вышли из города, обреченного на погибель. Для такого выхода была вся возможность, потому что римляне, окружив в первый раз Иерусалим, отступили от него и удалились из Иудеи; вскоре они возвратились, начали правильную и упорную осаду, совершили ту казнь над богоубийцами, которую сами богоубийцы призвали на себя и на свое потомство. Иудеи, преткнувшись о духовный камень, сокрушились, а гнев Божий, ниспадший на них, стер их в прах, чем изображается уничтожение их государства, погибель бесчисленного множества из среды их народа, плен и рассеяние по вселенной уцелевших от насильственной смерти.

Вот и исполнилось: «Когда же увидите, что Иерусалим окружен войсками, то знайте, что время его разрушения близко. Тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы, кто в Иерусалиме, пусть покинет его, и кто за городом, пусть не входит в него, ибо это - те дни возмездия, когда исполнится все предсказанное в Писании». (Лук.21:19-21)

Блог

Войти чтобы оставить комментарий

Отзывы

Отзыв о рассказе "ТАНИНЫ БЛИНЫ"

Отличный рассказ! Спасибо! И хочется, чтобы у Семеныча и Татьяны все склеилось!
Аватар пользователя Светлана Красавцева
Светлана Красавцева

Отзыв о рассказе "ДВА БРАТА"

В этом рассказе в некоторых моментах есть что-то пронзительное, отчего наворачиваются слезы. У меня тоже есть брат, и оттого так ясно чувствуется правда жизни двух братьев. Это все очень близко мне.
Анонимно

Отзыв о рассказе "РУКОПИСЬ"

Какой пронзительный рассказ! Грустно осознавать бездушие современного издательского бизнеса, который вроде бы и существует для создания пищи для души. Как разбивается об эту холодную стену хрупкая человеческая жизнь. И как горько, что самые близкие люди так безнадежно разминулись во времени и пространстве. Спасибо за полученное удовольствие. С уважением.
Аватар пользователя Дарья Щедрина
Дарья Щедрина