Блог Максима Федосова

А вы отличите музыку И.Брамса от музыки Ф.Листа?

Когда-то министр образования Ольга Васильева (была министром образования с 2016 по 2018 гг.) посоветовала учить детей в школе отличать Брамса от Листа. Представляете! Вот прям так сразу!
(ссылка на интервью https://life.ru/p/903354)
Я однажды услышал этот пассаж по радио, и серьезно задумался. Ведь я сам, окончив несколько классов музыкальной школы не всегда угадываю произведения одного композитора, а уж тем более вряд ли смогу отличить музыку одного композитора от другого. Думаю, такой музыкальный ликбез надо было начинать с сотрудников министерства образования, вряд ли 1% угадавших наберется.

Вообще классическая музыка у нас находится в какой-то отдельной вселенной. Да, консерватория ежедневно переполнена слушателями, Зал Чайковского полон, абонементов филармонии днем с огнем не достанешь, музыкальные школы ежеквартально проводят концерты и фестивали, несколько заметных и значимых имен постоянно передвигаются по стране с оркестрами... И все же. Какая-нибудь песенка в стиле «тыц-тыц» звездного поп-короля или шансон-произведение престарелого лысого исполнителя с гитарой «про жисть...» легко соберет целый стадион слушателей. И радиостанции подобных жанров ежедневно крутят миллиарды рекламных денег, учитывая миллионные уши слушателей. И классическую музыку тут никуда не засунешь, кроме как на «Радио «Орфей»: а почему, спросите вы? А потому, что все начинается с... уроков музыки в обыкновенной средней школе. Вспомните свои уроки музыки. Что это было: мычание старого преподавателя, пение пионерских песен с молодой учительницей, или сухие истории из жизни композиторов под заунывные грампластинки? А мы сбегали с уроков музыки... на уроки музыки в собственном ансамбле, где подбирали аккорды и учились петь под гитару. И надо сказать, творчество Визбора, Высоцкого и Окуджавы «заходило» больше, чем заунывные уроки музыки. Вот так много лет у школьников отбивали интерес к классике. И вдруг — сразу отличить Брамса от Листа? Да понадобится десятки лет внимательного слушания, чтобы хотя бы узреть и воспринять музыку одного, потом другого композитора. У меня классическая музыка пришла неожиданно в 45 лет. Но об этом отдельный разговор.
Так вот, это Иоганнес Брамс (1833-1897), 3 симфония, 3-я часть. Послушайте, сколько здесь «русского». Или это мне одному кажется, что все композиторы Советского Союза учились на этой классике?
А вот звучат «Грезы любви» Ференца Листа (1811-1886). Все таки, Брамс мне нравится больше - его можно слушать не переставая. Но в целом, послушав даже это, можно первые «кирпичики» понимания классики заложить уже сегодня.
PS. Кстати, многие знакомые крутят пальцем у виска или достаточно занятно удивляются: «Как, ты слушаешь классику?» Нет, скорее всего даже без запятой: «Как ты слушаешь классику?», потому что вопрос «Как?» в данном случае получается ключевым. Скажу честно, я не одну классику слушаю — все мои музыкальные пристрастия можно посмотреть по тегу «музыка». Так вот такое смешанное слушание музыки действительно полезно для души, для слуха и вообще для здоровья. Классическая музыка в данном случае срабатывает как некий музыкально-эстетический камертон, на который можно равняться в других направлениях. Вся остальная музыка выстраивается в некие ряды, группировки по градации «далеко от классики«, «ближе», «еще ближе» и так далее. Ну, хотя бы просто потому, что без гармонии и чувства стиля, ритма, без мелодии, в конце концов музыка перестает быть музыкой и далее начинается музыкальный бульон без вкуса, цвета и запаха. Вроде бы звук есть, бубухает прилично, кто-то там пилит соло, но музыкой ЭТО назвать нельзя. Ну и далее — миллион оттенков музыки, которой, конечно, на вкус и на цвет... опять таки — никому не навязываю, каждый слушает, что хочет. И чего не хочет тоже :)
А закончить хочу одной историей из своей коллекции:
«В переходе играют Вивальди, «Зима». Там есть такие пассажи, когда снежинки, одна за одной словно бы падают и падают, падают и падают (вы послушайте!) Подхожу, слушаю, зависаю на минуту. Рядом слегка отдохнувший пассажир, с видом знатока, причмокивая губами: «Хорошо играют. Нет, ну Моцарт конечно блестящий, Моцарт – великолепен». Ухожу, чтобы не поругаться.

И, конечно, лекции профессора Московской консерватории Ивана Соколова всем нам в помощь: https://www.youtube.com/channel/UCWeI5E1-wYI7neyy_dcW2uw
Музыка
Made on
Tilda