Блог Максима Федосова

Иннокентий Сибиряков - пример настоящего благотворителя

В свое время, заканчивая трехлетние богословские курсы, я написал доклад на тему "Богатство и бедность. Православный взгляд". Главным персонажем для доклада я выбрал известного в XIX веке промышленника и благотворителя Иннокентия Сибирякова. Это был практически единственный человек, который до конца смог выполнить свое жизненное и евангельское призвание «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея 19.21-24).

Мы тут вспоминали одного самого богатого человека в XIX веке – промышленника и владельца торговых пассажей в сибирских городах Николая Второва (ударение на первое О), обладателя 60 миллионов дореволюционных (золотых!) рублей. Семья Второва, его дети в свое время, после гибели отца в 1918 году разъехались в столицы западных стран и следов его потомков сегодня не наблюдается. Но был среди самых богатых промышленников дореволюционной России один странный человек – звали его Иннокентий Сибиряков. Странным его называли все, даже родные и близкие люди, сестры и братья.

Иннокентий Сибиряков родился в 1860 году, в семье иркутского купца, рано лишился матери (в 7 лет) и отца (в 14) и наследовал вместе с братьями и сестрами большое богатство – золотые прииски, которые ежегодно давали несколько тонн золота. А называли его странным потому, что он с раннего детства он раздавал много денег обездоленным, монастырям, позже, став взрослым – раздавал на мастерские и училища, жертвовал университетам и курсам, учреждал стипендии для студентов, активно помогал монастырям и передавал большие суммы на строительство храмов. В какой-то момент его благотворительность привела его …в суд. На него подали родные братья и сестры за то, что он «слишком необдуманно раздает собственный капитал». Общая сумма его пожертвований измеряется миллиардами рублей в перерасчете на современные деньги. В скромную квартиру Сибирякова приходило иногда по 400 просителей в день и каждый уходил с щедрым подарком. Бедные девушки получали деньги на приданое, чтобы выйти замуж, студенты - помощь на образование, научная среда - средства на открытия и исследования, издательства - финансирование для выпуска газет и журналов. Никто не уходил без поддержки и средств. И… чем больше денег раздавал Иннокентий Сибиряков, тем… больше приходило снова.
Всем известна цитата из Нового Завета: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19.21-24) Но тут же сказано: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея 19.21-24).

Иннокентий Сибиряков за свои 41 год успел помочь тысячам нуждающихся, сделать огромные вклады в монастыри и университеты, оставил богатство (после 1917 года капиталы многих промышленников и купцов были экспроприированы большевиками) своей родной стране. Сибиряков на свои средства достроил Свято-Андреевский скит на горе Афон. В частности, он возвёл Собор Апостола Андрея Первозванного, который стал самым большим не только на Афоне, но и во всей Греции. Благодаря этому собору Андреевский скит называют «Кремлём Востока». 16 июня 1900 года Константинопольским Патриархом Иоакимом III был освящён Андреевский собор, на освящении присутствовал и схимонах (!) Иннокентий Сибиряков. Закончил свой жизненный путь Иннокентий Сибиряков на Афоне (прожив 41 год), он похоронен на кладбище Андреевского скита. Ныне схимонах Иннокентий Сибиряков на Святом Афоне и в России почитается как подвижник.

К чему все это я рассказал? Как говорится, «имеющий уши да услышит». Эта два совершенно разных примера - самого богатого промышленника Николая Второва и пример богатого благотворителя Иннокентия Сибирякова говорит о многом. Сюда необходимо добавить примеры наших известных меценатов, например Павла и Сергея Третьяковых (на самом деле этот список бесконечный), чтобы сделать выводы о жизненных ценностях и посмертной славе. Не так важно, сколько зарабатывает человек, важно понять, ради чего он это делает. И куда вкладывает свои средства.
Православие
Made on
Tilda