«Постоянные опасности, которые неизбежно преследовали торговцев, развивали чувство надежды на высшую помощь и сознание собственного бессилия. Таким образом торговые операции производились под покровительством церкви. Духовенство обязано было наблюдать за правильностью мер и весов, которые обыкновенно для образца хранились в церкви, чтобы «никто не мог их испортить; городские торговые и всякие мерила, от Бога искони как уставлено, епископу блюсти без пакости, ни умалити, ни увеличити, за все то ему слово вздыхати в день суда великого, якоже о душах человеческих».
«При таком суровом порядке дел, промышленные и торговые люди много истрачивали времени и труда совершено бесполезно. В Западной Европе, где население было густо, пространства не длинны, пути сообщения более удобны, – капиталы купцов могли обернуться раза два в год, в России же нельзя было на них сделать оборота и один раз».
«Но все эти неблагоприятные обстоятельства воспитывали в русском народе мужество и терпение, стойкость, выносливость в трудах, потерях и лишениях, по этому указанные задержки, взятые одни, не остановили бы обычного течения промышленных занятий, если бы не было других препятствий, которые лежали в свойствах международных отношений и в условиях общественной жизни древней Руси».
«Промышленная деятельность растет и развивается в той стране, кот орая наслаждается миром и имеет правый суд, ограждающий имущество частных лиц от влияние произвола. При недостатке этих условий, зависимость от случайности порождает застой в промышленности и торговом движении, ослабляя кредит, убивает предприимчивость и развивает систему обмана».
Лучше, конечно, почитать, первоисточник.