2.
Такси ехало очень долго – водитель чертыхался и материл все соседние машины, ругал на чём свет стоит городские власти, дороги, гаишников, — словом, устроил экскурсию по дорожным пробкам и словарному запасу московского таксиста, прежде чем привез его к проходной престижной больницы. Взяв деньги, он вдруг изменился в лице и довольно улыбнулся пассажиру. Константин Сергеевич передёрнулся от вида неровных желтых зубов и понял, что переплатил.
В отделении больницы долго искали пациента с фамилией Золотов, несколько раз ошибались с палатой, куда Андрея Сергеевича перевели из реанимации, но наконец проводили Константина Сергеевича до нужного корпуса. Пока шли до места, внутри больничной территории он уловил знакомый запах – пахло так же, как и с балкона гостиничного номера – прелой и тлеющей листвой, — кислый и местами горький запах шёл откуда-то с дворовой территории.
В маленькой палате Андрей лежал один.
Константин Сергеевич открыл дверь, заглянул и не сразу узнал Андрея – он сильно похудел, как будто бы высохла кожа на лице, не было бровей и волос на голове. Но знакомый профиль брата он не мог не узнать.
Андрей лежал, закрыв глаза.
Константин Сергеевич, ступая в синих бахилах как можно тише, подошел к кровати Андрея и опустился на стул.
Щемящее чувство вновь вернулось к нему, — Константин Сергеевич вдруг сильно вдохнул, как будто, чего-то сильно испугался и с шумом выдохнул. Андрей Сергеевич открыл глаза.
— Костя… — знакомая улыбка вдруг показалась на лице Андрея. Эта улыбка словно вдохнула новую жизнь и новое, какое-то неведомое чувство надежды в Константина Сергевича. С этой минуты он снова стал Костей…
— Костя…
Брат привстал на кровати.
Константин сбросил с себя сумку, стянул шарф, присел на краешек кровати, приобнял брата.
— Андрей…
— Костя… как… как ты долетел?
— Спасибо, Андрей, хорошо долетел. Как ты?
— Как видишь. Боремся! Боремся… Ты знаешь, Золотовы не сдаются просто так! Врачи молчат… хотя я всё понимаю. С такими диагнозами долго не живут…
— А что, доктора уже знают точно?
— Знают, Костя. Всё они знают. Только не всё говорят. Может тебе скажут? Ты же всё-таки доктор.
— Андрей, я не доктор. Я химик.
— Ну, все-таки. Ладно, обо мне. Расскажи, как ты живёшь, Костя? Ты… ты такой красивый... Голова седая… А улыбка та же самая… осталась. Твоя…
Константин улыбнулся.
— Хм…
— Да что там годы, Костя! Годы ничто! Вся сила не в годах, а в душе… Если в душе сила есть, значит человеку уже ничего не страшно, ни страдания, ни боль, ни смерть. Я на это уже смотрю спокойно, Костя. Ладно. Давай не будем об этом. Ты докторов спроси, чего и как, а мне не говори, я уж останусь тут, как есть… Чего мне… хорошего не скажут.
— Ладно. Ты лежи. Я пойду, спрошу, как тут у вас устроено. Где лечащий врач, когда был консилиум, всё узнаю.
— Костя, какой консилиум? У нас всё просто – это тебе не Германия! Лёг, заболел — лежи, выздоравливай. Ах, не выздоровел? Ну жаль… Это у вас там медицина делает семимильные шаги, а у нас… семимильные шаги делают цены на лекарства. Ну, спроси, сходи…
Через пятнадцать минут Константин вернулся. Всё, что он услышал, он уже предварительно понимал. Ничего обнадеживающего ему не сказали, ничего конкретного не объяснили. Только потому, что в онкологическом отделении больницы в такой момент никто ничего не знает и только ждёт. Как развернутся события, не мог предсказать никто. Константин Сергеевич знал подобные диагнозы и знал, чем они заканчиваются в большинстве случаев, но знал и то, что во многих случаях люди возвращались к нормальной жизни. Что именно приводило одних людей к выздоровлению, а других — в обратном направлении, он не знал. И никто не знал. Все принимали одни и те же процедуры, пили одни и те же лекарства. Но результаты были категорически разными. Поэтому все лишь разводили руками и тихо шептали: «медицина тут бессильна».
Константин Сергеевич знал, что бессильна не только медицина. Часто бывает бессильна наука, беспомощна любая человеческая логика в борьбе с тем, чего человек часто сам не понимает до конца. Работая более сорока лет в фармацевтической лаборатории, возглавляя её в последние годы, Константин Сергеевич сам удивлялся научным результатам: в одних случаях разработанное лекарство не помогало, в других случаях – было единственным выходом и спасением. В научных серьезных докладах, среди красивых изящных выкладок порой сквозили лишь предположения и догадки, на них строились целые гипотезы, а на них громоздилась научная база, с опытами и пробами, которые неожиданно приводили к положительным результатам. Лаборатория работала, получала приличное финансирование, отчитывалась, получала награды. И результаты этой работы чаще всего складывались в научных библиотеках в огромные тома и изредка использовались в разработках конкретных препаратов.
Вернувшись в палату, Константин вздохнул и снова опустился на стул рядом с кроватью Андрея. Андрей посмотрел на него:
— Ну что? Спросил?
— Да… спросил.
— Ну вот и хорошо. Теперь ты знаешь всё. Слушай, а давай сходим погуляем?
— Как погуляем? А лежать? — Константин не понял сразу.
Андрей показал рукой куда-то вдаль:
— Да ещё лежать и лежать… А пока ты тут, давай подышим воздухом вместе, да и поговорить тут… тут не дадут. Смотри, вон солнышко проглядывает. Пойдем, осень такая красивая…
Они вышли из больничного корпуса, в яркие солнечные лучи, которые, пронизывая густую облачность, раздвигали плотную серую пелену и ярко блестели на влажных пятнах асфальта. Осенние листья, не убранные ещё, мягко шелестели под ногами и переливались каплями влаги, словно упавшие брызги солнца. На улице было холодно, сыро, но солнечно. Братья медленно шли по длинной больничной аллее и молчали.
— Как живёшь, Костя? — Андрей первым нарушил молчание.
— Хорошо живу, Андрей. — Константин Сергеевич говорил медленно, как бы взвешивая каждое слово. Во всех движениях его, даже в шагах по залитому солнцем больничному тротуару, была видна неторопливость и какая-то медлительность, словно прежде чем что-то сказать или сделать, он задумывался на секунду и только потом – делал. — Хорошо живу… Давление правда прыгает… стенокардия. Но я ещё преподаю… в университете… Химию, биологию преподаю… На немецком… Лабораторию возглавляю, крупную… Научную… Только за прошлый год у нас четыре награды европейские в области фармакологии… На переднем крае науки, как говорится… В общем, в меру сил… стараюсь работать. Фотографии потом покажу. Внуки у меня, Андрей! Внуки! Трое... Роберт уже заканчивает школу. А Кристиан еще маленький…
Андрей молчал, лишь изредка поворачивая голову в сторону брата.
— Кристиану два года… Это наш самый маленький. А Каролина родилась… э-э-э… шесть лет ей. Да, шесть лет назад.
— Это немецкие имена? — уточнил Андрей.
— Да, мама их — Хенрике… это жена моего Славика. Слава по-прежнему в посольстве… он сделал хорошую карьеру. Они… с Хенрике уже более двадцати лет живут вместе, недавно справляли годовщину свадьбы. У них…. свой дом, поместье… недалеко от Берлина.
Андрей снова внимательно посмотрел на брата.
Константин продолжал:
— Ну, а как у тебя? Мы же… постой, мы не же виделись пятнадцать лет, с тех пор, помнишь? Когда с мамой прощались?
— Помню, Костя, помню.
— Ну и как сложилась жизнь?
— Никак, Костя. Никак не сложилась. Складывалась, складывалась… и не сложилась. Знаешь, как в пазлах… собираешь, собираешь, и не можешь собрать. Видимо, деталей каких-то не хватает. Словно, кто-то разбросал части твоей жизни куда-то. А ты не можешь всё воедино собрать. Вот так.
— Ну, подожди. У тебя же… профессия… ты же художник!
— Художник… Кому он нужен сейчас, художник. Ты вокруг посмотри…
Константин машинально оглянулся. Они опустились на большую соломенно-рыжую скамейку.
— Художник сейчас не нужен, Костя... Никому… Я полжизни проработал в галерее, реставрировал старые полотна, потом в экспертизе ещё десять лет, оценивал работы других, выставлял их, ездил по выставкам, галереям, собирал... А когда начал сам писать – пришлось из галереи уйти. Не дали… Казалось, всё смогу сам — и выставку сделаю, и картины продам. Нет…
— Как же так, Андрей? Это что же…
— У нас, Костя, сложные правила в мире искусства. Правила эти определяет не художник, а владелец галереи, собственник, чиновник. Бизнес и власть диктуют вкус…
— Как же, Андрей? А как же… художественный вкус?
— А! О чем ты говоришь? Какой вкус! Там заправляют только деньги, Константин. Только деньги. Деньги и связи. Все друг друга целуют, приветствуют, за ручку… тьфу. А за глаза всех на чём свет ругают. Это не вкус. Это отсутствие вкуса… Да, ладно…
— Подожди, ты мне когда-то писал, что у тебя собственная выставка должна быть? Подожди, когда это было?
— Эх. Костя. Когда это было… Это было восемь лет назад, когда я пятьдесят лет справлял. Думал, может к пятидесяти дадут что-то выставить...
— Ты… не расстраивайся… Андрей. Сейчас тебе нельзя волноваться так… Давай о жизни.
Андрей засмеялся.
— А я о чём? Это и есть жизнь моя… У меня больше ничего нет. Я не ты, Константин. У меня нет семьи, нет детей и внуков, поэтому всё это — и есть моя жизнь. Каждая работа… знаешь, словно ребёнок… ты его планируешь, о нём мечтаешь, потом набросок, карандаш, потом густо, густо все, мазки ложатся к мазкам, линия к линии, словно ты сам создаёшь эту природу, этот цвет… свет… А потом они, как дети разбегаются, знаешь? Как дети… упрямые такие, весёлые… радостные… Только одно огорчает, Костя. Одно огорчает. Хотел я сделать выставку свою, знаешь. Выставку такую, настоящую… А никак не получается, ни средств, ни связей я так и не заимел. Они все… когда им нужно было что-то от меня, они все… меня приглашали, выступали, благодарили, а как мне что-то потребовалось… всё. Ни-ко-го.
Ты знаешь, я раньше переживал об этом, а сейчас уже — нет. Это раньше… я злился, кому-то чего-то доказывал, представляешь? Ведь каждый, проталкивая свое…, рассуждает не меньше, как о великой русской культуре… О! — культура России! О, русская культура! А сами дальше носа своего не видят, не слышат, а другим — пойди попробуй, — дороги не дадут! А потом… Потом, ты знаешь… как три года назад свалился с первым приступом, я перестал вообще чего-то делать, проталкивать, доказывать… Я знаешь, Костя… успокоился зато. Примирился с этим…
— Андрей… Подожди, а что ты мне не писал, не звонил, что у тебя проблемы с выставкой? Можно было попробовать у нас, в Германии организовать что-то…
— Костя… — Андрей глубоко вздохнул и помолчал. — Костя, прошло пятнадцать лет, как мы не виделись. Чего писать?
— Как чего? Написал бы, позвонил, что мол так и так. Помоги.
— Костя… Как помоги? Тебе еще и моих забот…
— Андрей, да что ты говоришь...
Они помолчали, стараясь не смотреть в этот момент друг на друга.
— Я… знаешь, Костя… сильно переживал тогда... Пил… Казалось, боролся за место под солнцем… А вокруг только и слышал: «не получился, не надо начинать, не берись, не выйдет…» А потом, как выставку свою стал собирать: «Это уже несовременно, сейчас другие тенденции…» Вот так вся жизнь и ушла откос… Ни одной персональной выставки… Ты знаешь, я так переживал…
Андрей Сергеевич закрыл глаза рукой.
— Андрей… Всё еще наладится, сейчас тебе нужно думать о выздоровлении… Ох, подожди… сердце что-то…
— Вот, видишь, и ты… Зачем тебе было лететь в такую даль, Костя? Это всё врач этот… Георгий Иванович… Просил я его, мол, не надо никого звать… не надо. Нет… настырный такой.
Посидели молча. Константин Сергеевич снял кашемировый шарф, вынул из сумки маленькую аптечку, открыл и не спеша достал таблетки. Проглотил. Посидели молча ещё несколько минут.
— Знаешь, а теперь, когда все эти годы позади, я так спокойно стал к этому относиться… знаешь, художник не должен продвигать своё искусство, не должен… Его задача – выражать свои чувства, как будто бы возвращать ту Любовь, благодаря которой мы пришли в этот… на этот свет. А если тратить жизнь на то, чтобы кому-то чего-то доказывать… времени работать не останется. А художник должен работать.... Писать… И знаешь, я с этими мыслями так свыкся, перестал общаться со всем этим своим Союзом художников… в общем, просто стал работать в свое удовольствие… Мне тут один врач, вот тут, в Боткинской, так и сказал: «Вы, Андрей Сергеевич, прожили интересную жизнь, а все молчите»… Представляешь? Так и сказал: «Прожили»… И я понял тогда… понял, что мы своими переживаниями сами себе жизнь укорачиваем… Вместо того, чтобы бороться за свое место под солнцем, нужно было просто жить и наслаждаться этим солнцем, этим воздухом, травой, осенью, весной… Понимаешь? — Андрей Сергеевич вздохнул и чуть помолчав, продолжил: — И ещё… знаешь, я простил всех, кто давил меня, травил… мешал работать. Я простил всех… Когда вот… два года назад диагноз мне поставили… я с тех пор уже никому не завидую, никого ни о чем не прошу…. Знаешь, Костя, я только сейчас научился наслаждаться жизнью, а не бороться за неё…
— Это ты… Подожди… Уже два года… как…? — Константин Сергеевич заглянул брату в глаза.
— Да, Константин, два года. Сначала были с желудком проблемы, потом сердце… в общем, всё постепенно отказывает… А душа, Костя, знаешь, только сейчас вот отпустила… только сейчас вот начал спокойно жить…
— В смысле?
— Ну… без зависти этой, без зависти, понимаешь, без злобы на людей, без этих мучительных мыслей… Как-то всё успокоилось сразу…
Константин погладил Андрея по плечу и взял за руку.
Так они сидели молча, держась за руку, ещё несколько минут.
Мимо скамейки, на которой они сидели, быстрым шагом, прошел священник в облачении и с книгами в руке, — он лишь издалека поклонился Андрею Сергеевичу как старому знакомому и прошёл мимо.
— Вот и тут… местный священник… отец Иоанн, тоже говорит о том, что надо прощать всех. Только… только как это делать… он и сам не знает. Бывает так: простил вроде на словах, а мысли эти куда-то внутрь залезли, поглубже… ещё глубже. Потом опять думаешь об этих обидах, думаешь, опять возвращаешься к ним…. День проходит, два… А потом вдруг, неожиданно, откуда-то… словно из-под земли… сильнейшая гордыня вылезает, в полнеба ростом… Вот… я простил всех, вот какой я… прямо святой уже… И опять сам на себя злишься, думаешь, что ж такое… почему нет искренности в моих мыслях, почему?
Константин Сергеевич ещё крепче сжал его руку.
— Андрей… Ну скажи… почему мы… почему ты не обратился ко мне тогда, когда хотел сделать выставку свою? Ведь я придумал бы чего-нибудь… у меня хорошие связи в русской диаспоре в Берлине, в Гамбурге. Могли во Франкфурте организовать…
— Кость, ну ты же знал, чем я занимаюсь? Если мог, — чего не предложил тогда сам? Я ведь не знаю, мог ты помочь или не мог? А вдруг я тебя побеспокоил бы зря? Ну?
— Ну как зря? Ну, надо было спросить меня…
— Костя, ну как спросить? Если бы ты мог – сам бы и предложил.
— Андрей! Ну я же не знал, что всё… что всё… так…
Помолчали.
— Да… — нарушил молчание Константин. — вот так бывает… Общаться надо было… чаще звонить и писать друг другу…
— Надо было… — протянул Андрей. — Ну ты ведь занят… У тебя кафедра… лекции…
— О чем ты говоришь? При чем тут лекции? Позвонил бы в любой момент. Мы же не чужие люди, друг другу, Андрей!
— Не чужие…
— Ну! Позвонил бы, рассказал бы, я бы придумал чего-нибудь. Может, приехал бы ко мне. И вообще – мог бы переехать в Европу, у нас с искусством всё нормально – и выставку можно было бы организовать, и галерею, и продать работы и выставить, — что хочешь!
— А! Мог бы… — Андрей в очередной раз вздохнул и закрыл глаза.
— Я ведь не знал, что у тебя всё… всё в таком состоянии, ты же ничего не говорил.
— Потому и не говорил, что всё… всё в таком состоянии. Ладно, пойдем ещё прогуляемся. Пока воздух такой свежий…
— Да, воздух тут не совсем свежий… — перебил его Константин. Он снова повязал свой шарф, запрокинул сумку на плечо и медленно встал, придерживаясь за скамейку. — Больничной тряпкой какой-то несёт… и листья эти… жгут…
Константин Сергеевич вдруг вспомнил ночную Москву из окна самолета, — ту, — словно остывающий костёр и еще раз постарался как бы «записать в память» этот образ. В том образе «костёр» был условным, но каким-то теплым, поэтичным. В этом, в его «костре» не было огня, не было разрушения, смерти, — было только тепло углей, тепло остывающей земли и тепло той компании, которая должна была быть у этого костра. Точно! У этого образа не хватало только одного – теплой и дружной компании! Раз есть костёр – должна быть и компания! Где же была эта тёплая и дружная компания? Константин Сергеевич медленным шагом потянулся вслед за Андреем, затем остановился, оглянувшись на скамейку, на которой только что сидели они с братом: скамейка выглядела уныло и серо. И только внимательно присмотревшись к ней, он понял: скамеек было две. Они стояли рядом с друг другом, на небольшом расстоянии. Теперь обе скамейки были пусты.
Они вернулись в палату через час. Андрей Сергеевич устал, выбился из сил от небольшой прогулки, и Константин Сергеевич проводил его до самой кровати.
— Лежи, Андрей, лежи. Тебе нельзя так волноваться, переживать. Что сделано, то сделано. Всё будет хорошо, теперь уже решено. Я помогу тебе организовать выставку, поедем вместе и сделаем всё, что ты задумал. А теперь тебе надо отдохнуть. Да и я тоже устал – вчерашний перелёт… ещё не отошёл немного… давай завтра увидимся опять, я тебе покажу фотографии, видео. Давай, отдыхай…
Константин Сергеевич обнял брата, забрал свои вещи и открывая дверь палаты, ещё раз обернулся посмотреть на него. Андрей лежал, закрыв глаза. Выйдя из больничного корпуса, Константин Сергеевич остановился, медленно достал платок, вытер лоб и незаметно смахнул слезу, которая только что неожиданно появилась на краешке щеки.
В гостинице, сбросив сумку и пальто, он, не раздеваясь, повалился на застеленную кровать. Мысли не давали покоя, несмотря на давление, головную боль, ноющую спину. Константин Сергеевич не мог понять одного в своих прожитых годах, — а где в его жизни был Андрей? Где в его жизни был родной брат? Почему он, Константин, оказался так далёк от проблем родного ему человека? Почему не подумал о нём, не предложил своей помощи? Может быть потому, что всегда ощущал себя старшим братом, который должен идти вперёд? Идти вперёд, не останавливаясь, не оглядываясь назад? Он же когда-то чувствовал свою ответственность за семью, за родителей, за родного брата, оставшегося в Москве… Он предлагал брату, предлагал родителям переехать к нему! Да, он предлагал! Но родители не захотели ехать в Германию — у отца еще живы были воспоминания о разрушительной и опустошающей войне, которая для него закончилась тяжелым ранением под самым Берлином. И жить в этой стране? — его отец считал для себя недопустимым. Константин Сергеевич вспоминал те разговоры, в старой московской квартире, когда он озвучил родителям свое решение о переезде… Как тогда ругался отец, как плакала мать… Но прошли годы, успешная карьера, успешная лаборатория, знакомство с ведущими немецкими учеными, премия в области фармакологии, новая кафедра… Родители вынуждены были принять его выбор. Не хотели, но принимали… Они всё принимали... А брат? Спрашивал ли он у брата его мнение? Нет, не спрашивал. Он лишь чувствовал, что Андрей был доволен, что у брата всё в порядке. И всё. С тех пор почти сорок лет прошли у каждого по-своему. Лишь редкие звонки, «дежурные» поздравления с очередной наградой или с очередным юбилеем… Короткие, сухие. «Почему мы ни о чём не говорили тогда, вот так… вот так искренне?»
Константин Сергеевич лежал и перебирал каждый прожитый год. Планы, отчёты, исследования, снова отчёты, выступления, награды, фейерверки и банкеты на празднованиях, — всё это сплеталось в единую нить воспоминаний, переплеталось, спутывалось. Работа, работа, работа, до изнеможения, до боли в спине, до ноющей головной боли и рези в глазах. Микроскопы, лабораторные очки, холодильник, яркий свет лабораторной лампы, снова микроскопы… затем быстрая дорога домой, холодный поздний ужин, диван в гостиной, холодный взгляд Натальи… Когда это он стал спать отдельно, не в супружеской спальне? А… Когда он приезжал раньше из лаборатории, чтобы поужинать с семьёй? Когда он последний раз видел своего внука, которым так гордился сегодня перед братом? Он и Каролину, свою младшую внучку видел… видел года три назад. Года три назад… И зачем он сказал, что Славик с Хенрикой живут уже двадцать лет вместе? Ведь он знает прекрасно, что у сына всё очень сложно во взаимоотношениях с супругой… Они давно не живут, как муж с женой, и он знает об этом… Живут в одном доме, у них дети… под одной крышей, но у Славика есть женщина где-то на юге Германии, он ездит к ней, посылает деньги… Запуталось всё, запуталось… Зачем говорил про лабораторию, которую у него несколько лет назад уже забрали… Зачем хвастался перед братом всем тем, чего уже нет? Разве ему тридцать или сорок лет, чтобы хвастаться какими-то достижениями? Где они, эти его достижения?
Давно он не засыпал вот так, прямо в одежде, не разбирая кровати, не переодеваясь. Проснувшись среди ночи, он почувствовал, как сильно бьётся сердце. Встал, переоделся, долго шумел водой в умывальнике, затем выпил лекарство, которое должен был выпить вечером, перед сном. Накинув гостиничный халат поверх пижамы, Константин Сергеевич долго стоял на балконе, дышал ночным воздухом вперемешку с остатками осеннего дыма и какого-то горького привкуса…
Москва по-прежнему не спала. Внизу всё двигалось, гудело, шумело и переливалось яркими огнями. Закрыв балкон и задёрнув плотную портьеру, Константин Сергеевич расстелил постель и лёг. На тумбочке рядом с кроватью в темноте нащупал ещё раз обычные для себя предметы: очки, лекарства, платок, телефон. Всё на месте…
Заснуть удалось, когда за окном стало чуть светлее — мутное серое утро поднималось навстречу новому дню.
Проснулся Константин Сергеевич ближе к обеду, — звонил мобильный. Наталья Ивановна, супруга, беспокоилась о самочувствии Константина Сергеевича и была крайне удивлена, что он ещё спит к обеденному времени. Удивление Натальи Ивановны к середине разговора переросло в возмущение, — узнав, что он ещё не принял лекарства и не позавтракал, она стала убеждать его в том, что в эту поездку отправляться ему не следовало вообще! Ей настолько дорого его здоровье, что сырой московский осенний воздух и переживания насчёт брата могут расшатать его здоровье, и без того подорванное…
В общем, Наталья Ивановна, была категорична… И она была права. Вчерашний день, словно тяжелая гиря, висел где-то в его груди. И главное, — как он ни успокаивал себя, как ни думал, — все равно какая-то горечь вины плескалась в нём. Плескалась и размешивалась с его самочувствием, с его ощущениями… Вынуть эту боль, эту горечь было никак нельзя. По крайней мере, сейчас. Он быстро переоделся, и сразу решил позвонить Андрею.
Андрей ответил бодро, словно жил в соседнем дворе и ждал брата на партию в шахматы. Словно не находился в онкологическом отделении Боткинской больницы. Голос его был мягок, настроение приподнятое — он действительно звал брата на прогулку.
— Давай, Костя, приезжай, пойдем погуляем, как вчера. У нас тут ремонт на первом этаже, гудит всё и шумит. Не хочется лежать. Уже все бока пролежал. Сейчас схожу на процедуры и давай, пойдём погуляем!
Из своего гостиничного номера Константин Сергеевич в этот раз вышел ближе к обеду. Холодно улыбнувшись официантке, заказал горячего бульона и что-то из второго блюда. Тосты и каша сегодня как-то отказались лезть в его желудок. Сев в ресторане у окна, он разглядывал улицу. Первое, что поразило его — довольно дорогие машины, стоявшие у подъезда гостиницы, — такие машины он изредка видел у здания посольства в Берлине. Второе, чему поразился Константин Сергеевич, — довольно хмурые лица людей, что вылезали из дорогих машин. Кажется, ведь если жить удалась «настолько», что можно позволить себе ездить на «таких» автомобилях, — жизнь должна действительно быть похожей на сказку... Но по лицам владельцев авто, этого нельзя было сказать.
«Москва деловая… зарабатывают люди хорошо… » — подумал Константин Сергеевич, почему-то вспомнил о своем банковском счёте в немецком банке и продолжал медленно пережевывать пятизвездочный завтрак дорогими искусственными ярко-белыми зубами. — Хорошо зарабатывают».