Сайт Максима Федосова
ЗЮЗЯ

С благодарностью И. А. Крылову

Жизненное кредо Зюзи, маленькой щупленькой девочки с тонкими косичками, определилось на сцене – неожиданно, сразу и на всю жизнь. На первой и единственной репетиции школьного спектакля по мотивам Ивана Андреевича Крылова белокурая девочка с нескладной фамилией услышала обращенный к ней грубый голос учителя литературы. Прозвучало это, как страшный вердикт, и еще долго не выветривалось, словно неприятный запах где-то рядом:
– А Леночка Зюзина у нас будет исполнять роль Стрекозы. Уловила? Не слышу?!
– Угум, – косички посыпались вниз, тонкая шейка наклонилась, краска залила лицо.
– Вот и хорошо!
Это страшное «хорошо» прозвучит в её жизни еще не раз. Роль Стрекозы сыграла с Зюзиной страшную шутку. Мало того, что на спектакле она первый раз влюбилась по-настоящему, так и маневренность её последующей жизни была похожа на движение стрекозы: то зависала надолго в одном месте, то моментально испарялась, оказываясь совсем в другом конце этого болота под названием «жизнь».

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.

Первой ее любовью был, конечно, Муравей. То есть Коля Пыжиков, исполняющий роль Муравья в спектакле. Коля так трудился выжимать из себя положительные черты своего муравьиного характера, улыбался всем, демонически сверлил глазами беззаботную Стрекозу и под конец снял все «воспитательные» аплодисменты в свой адрес. Леночка стояла рядом, чуть позади, видя, как складывается Пыжиков в благодарном поклоне. Он так и будет всю жизнь складываться, чтобы чего-то добиться. Как же – такой трудолюбивый, уравновешенный, запасливый. Если бы кто-то предвидел дальнейшую судьбу Пыжикова, тот уже на первой части спектакля сбежал бы от скуки: получив престижную профессию и сделав неплохую карьеру, он так же трудолюбиво перебрал около десятка молодых особ (Зюзина торжественно возглавляла этот список), испортив многим жизнь, здоровье и характер, прежде чем остановил свой выбор на дочери местного депутата, чтобы свою рачительность и усердие помножить на капиталы и близость к закону. В итоге следы Пыжикова терялись где-то в Европе: бежав от тестя и проблем все с тем же неудобным законом, он основал некую философско-религиозную секту, страшно растолстел и по-прежнему изображал трудолюбивого муравья: таскал в дом все, что плохо лежало, и в первую очередь – женщин.

Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

А зима тогда катила в глаза невероятно... В день спектакля стоял стылый бесснежный декабрь, все уже прислушивались к бою курантов и принюхивались к «Оливье», но год требовал холодной отчетности, строгого порядка и никак не завершался. Новогодний спектакль готовили впопыхах, осточертелая комиссия местного «УпрОБРАЗа» опаздывала, и Стрекоза успела посадить огромное пятно на белое платье. Директор материл учителей, которые кроме новогоднего хоровода вокруг елки ничего умного придумать не смогли. Спасибо «литераторше» – спасла мероприятие, вспомнив известную басню Крылова. Спектакль выучили за день, отрепетировали за два, и уже в пятницу в первых рядах пузатые дядьки и утянутые в «сорок восьмой» тетки радовались, словно дети, высматривая Муравья из-за кулис. Пыжиков был, как всегда, на высоте. Не подкачал. Комиссия поставила галочку в соответствующую графу и поехала согреваться в следующую школу.
Леночка Зюзина уже тогда, на спектакле, заглянула в глаза первому ряду и увидела беспричинную тоску и нескрываемое безразличие к тому, что происходило на сцене: все как один были готовы пойти за председателем муравейника и осудить, приговорить, наказать беззаботную Стрекозу, которая думала не тем местом, каким обычно думают правильные герои. Тогда уже девочка Лена поняла, что большинству людей на белом свете глубоко плевать, что происходит с тобой, с ним, с другими. Каждому было нужно согреть свое собственное пузо, «вернуться» с сорок восьмого в сорок шестой, получить в новом году новую должность и своевременно отправиться на отдых в Гагры. Стрекозу, как она уже тогда поняла, можно было списать на человеческий брак, неудачную социальную попытку и отставить в сторону, как мешающий поступательному и гармоничному развитию ненужный предмет. Страна нуждалась в Пыжиковых, гармонично складывающихся пополам и несущих свой груз ради того, чтобы его родной муравейник был больше, чем в соседнем лесу. Слово «больше» стало для Пыжикова девизом всей жизни.
Уже после того злополучного спектакля к Лене начали относиться как-то по-иному: избегать встречаться взглядами, игнорировать в разговорах. Лена стала рассеянной, невнимательной, часто пропускала уроки, отстала по многим предметам, и уже через год за ней зацепилась неприятная кликуха – Зюзя. Девочки-отличницы травили Зюзю за медлительность и рассеянность, но особенно им не нравилось, что на стройный Зюзин стан и её вертлявые косички засматривались лучшие мальчики класса. Особенно Пыжиков. После концерта она стала для него особенной – именно с ней он связывал свой героический путь в новое будущее.
Зюзе нравился Пыжиков. Нравилось его упорство и настойчивость во всем. Даже в очереди за пирожками в школьной столовой. Это трудолюбие у Коли доходило до какого-то остервенения, когда он, расталкивая всех, «добивался» самых горячих пирожков и делился ими только с Зюзей. Позже он так же будет «расталкивать» всех в погоне за шубами для Зюзи, первых и единственных в её жизни бриллиантов, автомобилей…

«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Однако материальный достаток не стал для Леночки главной целью. Она хотела добиться «творческой реализации», то есть стать никак «не хуже» того самого Муравья и срывать продолжительные аплодисменты в свой адрес. Второе страшное «хорошо» в свой адрес Леночка Зюзина услышала на первом песенном конкурсе, проходившем в их городе. Ей тогда «стукнуло» шестнадцать, и она решила по-настоящему стать певицей. По телеку то и дело крутили юных певичек, а Зюзя была ничуть не хуже. Такие же толстые дяди и тети сидели в жюри конкурса, внимательно слушая и иногда даже подпевая конкурсантам. Потом тети и дяди становились серьезными и «скидывали» участников с конкурса умными фразами и академическими определениями. В финал вышла только дочка руководителя местного телеканала, который, собственно, всю эту «лавочку» и оплачивал. Зюзиной после выступления тоже поставили «хорошо», но сняли с конкурса. Выплакав все слезы, Зюзя решила не быть больше певицей и подалась в художественную школу.

ЦИТАТА
Страна нуждалась в Пыжиковых, гармонично складывающихся пополам и несущих свой груз только ради того,
чтобы его родной муравейник был больше чем в соседнем лесу.
Став старше, Леночка перепробовала еще и педагогическую школу, литобъединение, кулинарные курсы при техникуме, кружок академических танцев, так что к двадцати годам у нее сложилось ощущение, что она знает в своей жизни все, что необходимо знать. В любом разговоре она могла поддержать любого выступающего знанием некоторых особенных терминов и слов. Но главным её оружием в любом разговоре, любом обществе и диалоге с кем угодно было разоружающее собеседника «Да! Я это слышала, но говорят…», произносимое ею всегда с особым придыханием. После этого шло ее собственное определение предмета разговора, в чем она без труда демонстрировала знание сути дела. Насколько глубока эта суть, было известно лишь тем, кто знал суть действительно глубоко и подробно.
Произнеся свою версию, Зюзя, как правило, отходила от разговора, чтобы не портить первое и единственное впечатление. Ей не раз говорили комплименты, в том числе за ее огромные познания в любых областях культуры и искусства, и Зюзя была на десятом небе от осознания своих способностей. Которые, однако, не прибавляли ей поклонников. После Пыжикова был какой-то застой в отношениях, заставив Леночку изменить некоторые свои привязанности и привычки.
Ох, этот Пыжиков. Еще тогда, на сцене, Зюзя все поняла: Пыжиков далеко пойдет. Еще тогда он так грозно и страшно, насупив брови, грозил пальчиком со сцены всем лентяям и тунеядцам, что первые ряды оборачивались. Набрав полные легкие и слегка не выговаривая букву «Р», Коля громко и отчетливо твердил:

«Кумушка, мне стланно это:
Да лаботала ль ты в лето?»

Леночка Зюзина не работала ни в то лето (тогда еще маленькая была), ни в какое другое. Она до тридцати своих лет вообще не работала ни дня. Лето для Зюзи всегда было сплошным отпуском, а все остальные девять месяцев – подготовкой к нему. Чтобы отдохнуть полноценно, нужны были чемоданы, сумки, двадцать восемь пар пляжных аксессуаров, несколько пар очков – пока выберешь и купишь все это, проходит зима и весна. Поначалу, в их первые годы совместной жизни, Пыжиков все это достойно обеспечивал, затем, когда Коля переключился на других обитательниц муравейника, Леночка научилась находить других обеспечителей.

Третье страшное «хорошо» она услышала от преподавателя танцев. После чего занятия танцами не сложились. Зато сложились отношения с одним из партнеров. Высокий, стройно-жгучий брюнет Аркадий был явно старше Зюзи, он так легко поддерживал ее, что казалось, еще минута и Аркадий в поддержке вознесет Зюзю над головами удивленных коллег.
Аркадий приглашал в кафе, косясь на телефон и вздрагивая от каждого виброзвонка. Потом были парки, скверы, вечерние объятья на набережной, снова вздрагивания от смс-ок и снова объятия. И уже спустя неделю и три дня – коварное: «Пойдем ко мне, я живу один». Конечно, Зюзя пошла, разве откажешься. Когда тебе тридцать пять и за спиной только один.

«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Нет, это не про Аркадия. Он равнодушно оставил её, ссылаясь на то, что все в его жизни «сложно», и не расхлебал он еще прошлых отношений. Спустя месяц оказалось, что за спиной у него два сломанных брака и неисчислимое количество обещаний жениться. И очередь Зюзи – на годы вперед. Конечно, и с танцами в итоге так и не сложилось. Словно тот самый школьный спектакль по-прежнему продолжался в ее жизни и играл некую «руководящую и направляющую» роль. Нужно было что-то менять.

И тогда Лена поменяла местожительство. Переехав в другой город, можно было начинать все заново. Но в этом понимании Лена терялась. Заново – это так же, как и было? Или в смысле, что «с чистого листа»? А что рисовать-то на этом чистом листе? Что писать на нем?
Насчет «писать» Лене здорово повезло. В одном литературном кружке ей предложили участвовать в писательском марафоне. И Лена, вооружившись псевдонимом, книгой «Как писать книги» и стопкой белой бумаги, взялась за дело. На пятом листе заскучала, не зная, в какое еще место «завернуть» сюжет, чтобы читалось интересно и не скучно. Не дописав романа, она тем не менее показывала начало романа всем, и все дружно говорили то же самое – страшное «Хорошо». Роман так и не был дописан, потому что никто не подсказал ей развития сюжета, а как заканчивать роман, Лене на марафоне не объяснили. Но с него она сошла еще и «писателем книг». Все это обогащало ее, как она думала. На самом деле эти поиски себя и заполняли всю ее жизнь. Лена думала, что готовится к жизни и ищет себя, а на календаре уже стукнуло тридцать.

«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».

Жизнь не заканчивается и в сорок. У некоторых даже начинается. У Леночки Зюзиной жизнь вновь и снова начиналась несколько раз: в тридцать, в сорок; а потом она потеряла счет этим «новым жизням» и жила так, как привыкла. Занятия танцами дали ей некие академические преимущества, и она начала учить детей обыкновенным сценическим движениям, и это у нее неплохо получалось. Быть учителем танцев – значит быть все время в танце, быть Мастером, быть педагогом. Она мечтала выпустить своих учеников Мастерами, а они приходили, пробовали и уходили; менялись имена, косички, цвет волос, родительские конверты, но Мастеров особо не обнаруживалось. Конкурсы и концерты проходили ровно так же, как и ее первый спектакль – репетиции, день выступления, дяди и тети, поздравительные речи, звон бокалов на фуршете и добрые слова напутствия. Куда только были эти напутствия? В какое будущее? Кому?

Пыжиков закончил еще хуже. В свои сорок он угодил в сложные бандитские разборки, остался инвалидом и передвигался в дорогом импортном инвалидном кресле по огромному пустырю своей недостроенной «виллы» где-то в Чехии. Когда был отстроен второй этаж, он умудрился упасть прямо в кресле с недостроенного балкона, и его похоронили прямо там – в саду, под единственным деревом на пустыре. Вилла так и не была достроена, а все деньги с бесчисленных счетов забрали за долги европейские банкиры. Вся муравьиная сущность Пыжикова была близка к апогею, но его трудолюбивый муравейник был просто рассыпал в труху чьими-то любопытными и настойчивыми резиновыми сапогами. А, может быть, он изначально был построен из этой трухи?

Лена узнала об этом много позже на встрече одноклассников. Встреча эта была бурной: весь запас водки выпили буквально за час, вспоминали школьные годы, первых учителей, нечаянно вспомнив и тот новогодний концерт, когда Пыжиков сорвал свои лучшие аплодисменты в жизни.
– Да, помним, помним. Кстати, а кто играл роль Стрекозы тогда?
Этого не вспомнил никто. Лена сидела в углу и нервно сжимала в руках белый платок. Водку она пить никогда не любила.

«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое всё пела» –
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»


Свидетельство о публикации №221041201694 © Максим Федосов. 2022 год.
Отзывы читателей
Здесь вы можете прочитать лишь некоторые отзывы, которые оставляют читатели о рассказах Максима Федосова.
  • Нынче многие пишут. Только читать некому. Вымер Читатель вместе с Писателем... Но всё же держать в руках свежеизданную книгу, да ещё свою, да ещё которую мало того что купят, но и прочтут до конца - это кайф!...
    Николай Ходанов
  • Уважаемый Максим! Закрутили Вы диалоги в такую интересную спираль, что захватила она и слезы, и грезы по поводу меняющейся литературы. Полная ревизия причин "пропадающего" читателя и краха надежд тысяч мучающихся творчеством авторов. Мне очень понравился Ваш рассказ. Спасибо, что периодически заходите на мою страницу. Буду и я к Вам заглядывать. Всего доброго,Татьяна Чебатуркина.
    Татьяна Чебатуркина
  • Больше всего жалко сотни тонн гибнущей бумаги. Но, если уж напечатали, испачкали бумагу, то лучше ее продать,чем погибнет бумага впустую! Вот для чего нужный дизайнеры, - чтобы продать уже напечатанное. А Интернет- литература рачительнее, как поцелуй на рабочем месте в первый трудовой день нового года. Ничего впустую не сгниет, ни бумага, ни чувства, то что есть эмоции.
    Здорово у Вас получилось!
    Владимир Марфин
  • Максим! с удовольствием прочитала ваш рассказ. Как вы правы, что твориться в современном мире " Пустые Головы". Утрачена наша культура, летим словно в пропасть. После вашего рассказа хочется много почитать и переосмыслить. По поводу музыки соглашусь только плюс поэзия. С уважением
    Лидия Хохлова
Made on
Tilda